Почему доставка лагает

Термосумка СЛАЙС пиццы

Почему доставка лагает? Иногда так начинают разговор те, кто живёт в Москве. Но живёт на приличном удалении от нашей точки) Да-да, точки! ОДНОЙ точки. Именно по причине того, что точка у СЛАЙС пиццы одна, есть определённая специфика в доставке. И эту специфику необходимо понимать. Почему доставка лагает? Без объяснений здесь точно не обойтись) Ок, значит бум разбирать всё по полочкам!

Обычно, если ты живёшь в Москве, ты точно не обделён вниманием! Особенно, вниманием тех, кто готовит и доставляет еду. Точек общепита в первопрестольной полно и еды в них тоже. Но если копнуть чуть глубже, то откроются факты! Оказывается, на долю сетевых структур приходится порядка половины (!!!) от общего числа предприятий общепита. Причём, на первом месте из них — бургеры, на втором — пицца. На третьем — русская кухня, а на четвёртом — суши. Давай-ка прибавим к этим предприятиям общепита ещё и агрегаторы доставки еды. Это Яндекс.Еда и Деливери Клаб. И вот, эврика, вся тема поднимается на поверхность сливочками)

Тема доступности и разнообразия. Тема со скоростью, которую представить себе сложно в нормальных условиях, идёт семимильными шагами! Но, хорошо ли это? Есть ли в этом плюсы? Конечно, есть! Хочешь есть — закажи еду: пиццу, бургеры, суши… И ваще всё что хочешь и не хочешь тоже закажи. Итак, очевидные плюсы — оперативность и разнообразие.

Если немного погрузиться внутрь, становится очевидным, что чёт не так в таком быстром приготовлении еды. А если тебе ещё и привозят через 20-30 минут после заказа, то это совсем чудо! Почему же всё-таки доставка лагает?

На самом деле, никакой магии — только высшая прагматика и самый холодный расчёт. Расчёт, основанный на больших данных, собранных умными аналитиками. Чтобы быстро приготовить, надо чтобы практически всё уже было готово, ну или подготовлено к приготовлению. Заготовочки, нарезочки и всё-такое. Смотри, например, ты заказываешь бургер или шаурму — там примерно 70% ингредиентов уже готовы. Лаваш или булочка, свежие или маринованные овощи, соусы — точно готовы). Эти ребятки после поступления заказа, фактически львиную долю времени тратят на сборку блюда. А приготовление — там по минимуму. Остаётся, только поджарить котлетку, либо положить шаурму в гриль) Это оптимизация процессов и чего-то супер плохого в этом нет. Надо лишь особо тщательно следить за свежестью тех ингредиентов, которые подготовили заранее. Чтобы в течение рабочей смены они хранились по фен-шую и регулярно их заменять на свежие.

С быстротой приготовления разобрались вроде бы, а как же дела обстоят с быстротой доставки? Это уже второй важный фактор, без которого сейчас невозможно себе представить заказ еды на дом!

На быстроту доставки явно влияют ещё 2 веских фактора, которые необходимо учитывать как продавцу, так и покупателю) И это: расстояние от точки приготовления до заказчика, либо зона доставки — так это ещё называется; и количество таких зон доставки.

Представим себе картину, когда точка производства одна. Зона доставки, которая позволяет привозить еду без опозданий и быстро, будет ограниченной. Скорее всего, у такой точки, если она готовит уникальную еду, будут заказы. Но заказы будут и вне этой зоны доставки) И только сама точка принимает решение: возить еду во вне или нет) В итоге, те люди, которые живут рядом с точкой производства, будут получать еду быстро, а те, кто далеко — долго. Арифметика тут простая. Но почему доставка лагает?

Чтобы дать этой точке раскрутиться и организовать вторую, третью и т.д. необходимо время. А ещё правильная и востребованная бизнес-модель, особый уникальный продукт и ежедневный упорный труд. Тогда, при наличии этих факторов, а ещё, разумеется, достаточного количества инвестиций, начинается построение сети.

Изо всего вышесказанного следует вывод. Какой же? В данный момент времени в Москве, как и в любом городе-миллионнике, правят бал сетевые структуры. Они делят город на сектора. Просчитывают, на основании серьёзных данных, некий компромисс между насыщаемостью рынка, его конверсией, конкурентным окружением и ещё много чем. А потом принимают решение об открытии новой точки под чётко сформированную зону. В этой зоне доставки и клиенты будут получать еду вовремя, и повторность заказов будет оптимальной. А также, иной ежедневный трафик, включая органический и рекламный, позволит точке существовать с запланированной рентабельностью. А именно эта рентабельность в 99% случаев и является мерилом успешности сетевого проекта. О, как, бро!

Это когда срочный заказ с едой приезжает к конечному потребителю в течение 1 часа с момента приёма заказа. Почему так? Всё просто! Мы работаем в рынке еды и здесь есть одна догма) Она сложилась из уникальных торговых предложений мировых сетевиков delivery-рынка. Модель шаг-за-шагом перекочевала к нам. Она применяется успешно, давно и является парадигмой, которую именно сетевики сюда и привнесли. А ещё, это ужесточение конкурентных преимуществ и страховка стратегий внедрения и захвата рынка) Поэтому такие материи под силу исключительно тем сетевым структурам, которые уверенно стоят на ногах. В том числе, благодаря франшизной диверсификации и меркантильному риск-менеджменту) Короч, если ты маленький, ты можешь сделать зону локальной. Но вряд-ли сможешь охватить такое количество потребителей, которое позволит тебе работать в локальной зоне доставки в зоне безубыточности. Сорри за тавтологию) Просто у тебя пока нет силы бренда, узнаваемости, сотен партнёров и т.д. Это факт, который, скорее всего, приведёт к закрытию. Аминь!

Надо оговориться, максимально возможный для тебя охват. Это такая тема, когда ты открываешь одну точку и из одного места пытаешься добить до всех. Здесь возникает сразу много положительных и отрицательных плюшек) Их надо оч хорошо и долго анализировать, принимая решение в вакууме. Поскольку, когда ты строишь свой бренд с нуля, у тебя нет ничего — ты творишь свою Вселенную, как при Большом взрыве!

И пофигу, есть ли у тебя опыт в создании аналогичных бизнес-моделей или нет. Конечно, лучше с ним, чем без него, ибо меньше шишек набьёшь. Но в каждом мультивариативном бизнесе, есть элемент, который называется МПСЗ. И это не микропроцессорная система зажигания) Это Минное Поле, Снегом Занесённое. Представь, что каждое утро ты идёшь по нему, а вчерашних следов уж нет в помине) Просчитать все не получится — даже не надейся. Минимизировать риски — да, но не исключить!

Итак, охват — это положительная вещь. А, в случае органического трафика и сарафанного радио, охват невозможно переоценить и комментить его глупо. Так что, это есть хорошо! СЛАЙС пицца, кстати, выбрала именно этот способ.

Отрицательные моменты в расширении зоны очень бьют по репутации и рентабельности. Но это единственный способ существования и развития по модели selfmade) Их обозначу тут слегонца, чтоб народ понимал, что дядя в теме, почему его доставка лагает.

Это когда курьер, который при нашей бизнес-модели является обязательным звеном цепочки бизнес-процессов, делает определённое количество заказов за единицу времени. От оборачиваемости курьера зависит и delivery-cost в операционном бюджете, и мобильность доставки, и текучесть кадров. Следовательно, при увеличении зоны доставки из одной точки и падении оборачиваемости курьера, бизнес в попадосе. Поэтому, цель — постоянно следить за оборачиваемостью и не давать падать, а, наоборот, увеличивать. К минусам можно добавить ещё и большой уровень клиентской неудовлетворённости сервисом по ещё двум извечным поводам понегативить:

Долгая доставка. Даже если опоздали на 5 минут или предупредили, что доставка будет составлять столько-то.

Всё привезли холодное. Иногда бывает даже в +35 ) Просто так, чтоб поворчать…

Поделись: